РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаЦТИ «Фабрика» открывает проект Аллы Мировской «Ветка имени»

ЦТИ «Фабрика» открывает проект Аллы Мировской «Ветка имени»

15 июля Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представляет проект Аллы Мировской «Ветка имени», посвященный очень важной проблеме в современном мире, — взаимоотношениям между человеком и природой, а если детальнее — отношениям между людьми и деревьями и отношению людей к деревьям. Выставочный проект рассказывает о старом яблоневом саде, расположенном на Юго-Западе Москвы. Это проект-музей, свидетельство и память о месте, которое художница Алла Мировская любит и знает с детства. На выставке будут представлены: инсталляция, включающая фотографии, тексты, видеоарт, книга художника.

Автор выставки задается серьезным вопросом — зависят ли деревья от человека или же человек все же зависит от деревьев. Ответом может послужить цитата итальянского биолога и автора книги «Как думают растения» Стефано Манкузо: «Если завтра растения исчезнут с лица Земли, жизнь людей будет продолжаться не более нескольких недель или месяцев».

В Москве, как и в других крупных городах России, переживших за прошедшее столетие несколько волн мощной урбанизации, в черте города оказались разные зеленые насаждения. Это остатки лесных массивов, дворянских имений, частных и совхозных плодовых садов — так называемые «зеленые пояса» города, от которых зависит качество и воздуха, и жизни. У этих территорий разный статус, но общая боль: полные молчаливой драмы взаимоотношения человека и растений в городе. Подкрепленная сознанием своего превосходства человеческая воля ставит существование растений в городской среде под большой вопрос.

«Я прохожу здесь два раза в день и не вижу в этих деревьях ничего особенного», — говорит Таня. Ее ежедневный путь к метро и от него проходит через сад. Это делает его настолько привычным, что взгляд не замечает голых, часто полых внизу стволов, опасно накренившихся под собственной тяжестью. Яблони все еще очень красивы: узловатые, высокие, прихотливо изогнутые, усыпанные в конце лета одичавшими плодами. Но им все тяжелее.

Каждый год старые деревья теряют по несколько важных ветвей, потому что их спиливает коммунальная служба. Сухие крупные ветки считаются аварийными; бывает, что их ампутация оправдана, но далеко не всегда. Однако разбираться с этим никто не хочет, потому что это обычные яблони, по воле случая затесавшиеся в городскую среду, — они не считаются чем-то ценным. Коммунальщики стригут под корень траву, разрушая хрупкий природный баланс сада, «благоустраивают» его, прокладывая плиточные дорожки по корням деревьев, лишая их полноценного питания и общения с себе подобными (деревья ведут его с помощью корней), которое необходимо для выживания в агрессивной среде.

Жители района любят сад: круглый год здесь гуляют, по весне — наслаждаются ароматом цветущих деревьев, устраивают пикники на траве. Однако, несмотря на это, сад исчезает. Немногочисленные местные активисты не в силах это изменить, хотя отчаянно пытаются. Вера Маханькова, художница и местная жительница, своими силами реставрирует старые деревья в саду вот уже почти десять лет. Вопреки своему имени, Вера не очень верит в долгосрочный успех этой затеи. Но считает при этом, что если спасенное дерево простоит на несколько лет дольше, то это — уже победа. Формально коммунальные службы ей помогают, но на деле помощь часто превращается в профанацию. Поэтому можно сказать, что за жизнь яблонь Вера борется практически одна.

«Бытовая фольга — мягкий пластичный материал. Лист плотно прилегает к стволу дерева, фиксируя его рельеф, выпуклости, изгибы, повреждения, мельчайшие бугорки и трещинки. Для точности несколько раз прохожусь рукой по поверхности, разглаживая и прижимая. Снимаю, удивляясь тому, как послушно тонкий лист алюминия приобретает растительную и даже антропоморфную форму. Пожалуй, это символично, или мне только так кажется?

Вспоминаю коллекцию древнеримских посмертных масок в Пушкинском музее. Эти скульптурные портреты более чем двухтысячелетней давности удивительно живо передают мельчайшие детали лица и характера своего персонажа. Есть свидетельства, что маски, которые считаются посмертными, делались в расцвете лет, чтобы зафиксировать лучшее в облике человека и именно это передать потомкам. Смесь мягкой глины и теплого воска накладывали на лицо, позволяя материалу застыть на коже, а затем отливали маску в гипсе или бронзе.

Я использую фольгу, потому что она абсолютно безопасна для дерева, не оставляет на нем следов. Но она непрочна, поэтому я делаю фотографии слепка. Каждый слепок — именной. Здесь важен жест присвоения имен людей — жителей района жителям района — яблоням и тот, пусть и несколько формальный, эффект стирания границ между биологическим и социальным, который он собой несет.

Таким образом я пытаюсь обратить внимание на проблему и «подсветить» важную тему взаимоотношений деревьев и людей в большом городе, где растения зависят от человека. Однако на самом деле все наоборот. Итальянский биолог и автор книги «Как думают растения» Стефано Манкузо пишет: «Если завтра растения исчезнут с лица Земли, жизнь людей будет продолжаться не более нескольких недель или месяцев», — рассказывает Алла Мировская о съемке слепков стволов яблонь с помощью фольги.

Алла Мировская — фотограф, художница, куратор и преподаватель, городская исследовательница, живет и работает в Москве. В своих проектах Алла Мировская работает с темами памяти, места, идентичности в личной перспективе. Училась на факультете журналистики Московского Педагогического Государственного Университета. Окончила Московский Институт проблем современного искусства (2015-2017). Участница художественных выставок и проектов в России, Франции, Италии, Дании и США. Участница фотографических и фотокнижных фестивалей в Москве, Амстердаме, Париже, Вене, Берлине, Цюрихе, Гонконге, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Автор десяти самостоятельно изданных фотокниг. Сооснователь группы Russian Independent Self-Published, коллектива независимых российских фотографов и художников, самостоятельно издающих и продвигающих фотокниги как в России, так и за рубежом. Куратор направления арт-фотография на международном фестивале «Фотопарад в Угличе» в 2017 и в 2019 гг. Соорганизатор Fotobookmarket — маркета авторской фотокниги в Москве и конкурса книжных макетов Fotobookmarket Dummy Award.Работы Аллы Мировской находятся в коллекциях библиотеки Музея современного искусства «Гараж» (Москва), ГЦСИ-РОСИЗО (Москва), Австрийского культурного форума в Москве, Института Современного Искусства Чикаго, Музея современного искусства г. Феникса (США), а также в частных коллекциях во Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании, США.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru