Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир театраВозвращение «Лоэнгрина»

Возвращение «Лоэнгрина»

На главную оперную сцену страны после почти столетнего перерыва вернулся «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. Новый спектакль – результат копродукции Большого театра с Метрополитен-опера. Создала его международная команда: канадский режиссер Франсуа Жирар, американский дирижер Эван Роджистер, дизайнер, художник из Гонконга Тим Йип, художник по свету Дэвид Финн, видеохудоджник Питер Флаерти. В двух составах спектакля задействованы российские и зарубежные артисты, востребованные на ведущих сценах мира.

Ортруда – Мария Лобанова. Фридрих фон Тельрамунд – Томас Майер

Сцена из спектакля «Лоэнгрин»

Эльза – Йоханни ван Оострум

Эльза – Йоханни ван Оострум. Фридрих фон Тельрамунд – Томас Майер

Премьера оперы «Лоэнгрин» состоялась в Большом в 1889 году. Спектакль выдержал почти сто представлений. В той постановке блистали Леонид Собинов и Антонина Нежданова, в исполнении которых образы Эльзы и Лоэнгрина стали эталоном советского времени.

Сегодняшний «Лоэнгрин» – продукт XXI века, в котором задействованы сценические технологии, позволяющие создать масштабное и красивое зрелище – именно таков новый спектакль. И тем ценнее, что зрелище не стало самоцелью или выражением некой новомодной концепции. Это тот случай, когда спектакль органичен музыке и транслирует именно композиторские, а не режиссерские идеи.

Сюжет о любви и ненависти, радости и страдании, искушении и спасении собран Вагнером из древненемецких мифологических источников, представлен сценографически аскетично: единственный декорационный элемент – это стена словно бы из давно застывшей лавы, впитавшей признаки времени – ее материал так же вечен, как идеи добра и зла, раскрывающиеся здесь на основе древнего эпоса. Графичная фактура поверхности стены от действия к действию меняется, резонируя настроениям сюжета. В самом ее центре – овальное окно, выполняющее функции своеобразного портала, связывающего два мира – земной и небесный. Именно из этого окна, в котором непрерывно меняются видеокартины живого космоса, прибывает посланник небесного Грааля Лоэнгрин для чудесного спасения главной героини Эльзы.

В целом же художественный облик спектакля складывается из черно-белой и красно-зеленой цветовой палитры, которая дана в космическом видеоряде и костюмах брабантцев – грандиозной хоровой массы. И хотя художник Тим Йип уверяет, что никаких символических смыслов цветов он не имел в виду, противостояние двух пар главных героев – Эльзы с Лоэнгрином и Ортруды с Тельрамундом – обозначено недвусмысленным цветовым контрастом белого и красного. Расположение хора, занимающего всю сцену по ширине, имеет свою графику – он включается в строгие и симметричные композиции неторопливых и выверенных мизансцен, которые отвечают ритму музыки. Хор – и комментатор, и участник сюжета, и часть единого художественного ряда. Интересно световое визуальное преображение хора с помощью оригинальных световых решений: участники его, распахивая черные плащи словно крылья, все время создают меняющуюся цветовую гамму, а иногда и просто исчезают из поля зрения аудитории, находясь на сцене.

Музыкальная часть под руководством Антона Гришанина – это стилистически и технически выверенная конструкция, в которой вокальные партии – голоса оркестра – тембрально и динамически точно вплетены в общую архитектонику. Музыкальный массив распределен акустически по всему залу: излюбленные Вагнером медные духовые звучат из-за сцены и из зрительного зала, пронзая звуком все его пространство.

Солисты, представленные интернациональным составом, не только хорошо поют, но и прекрасно играют. Широко востребованный в Европе Томислав Мужек в роли Лоэнгрина выдержан и спокоен, его ровный, бесстрастный голос как нельзя лучше подходит к этой роли. Эльза в исполнении обладательницы мягкого сопрано Йоханни ван Оострум непосредственна и романтична. Ортруда Марии Лобановой совмещает лесть, страсть и хищность, а Томас Майер в роли Тельрамунда напорист и эмоционален.

Грандиозность постановки, в которой задействовано 200 человек на сцене и 100 в оркестре, не может не захватывать внимания – это зрелище, оставляющее яркое впечатление.

Евгения АРТЕМОВА,
Фото – Дамир ЮСУПОВ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru