Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаВыставка «НЕИЗВЕСТНЫЙ. БЕССМЕРТНЫЙ. СОЛДАТ.» открывается в «Зарядье»

Выставка «НЕИЗВЕСТНЫЙ. БЕССМЕРТНЫЙ. СОЛДАТ.» открывается в «Зарядье»

В Белокаменном подклете Старого Английского двора к Дню Победы представили новую выставку «НЕИЗВЕСТНЫЙ. БЕССМЕРТНЫЙ. СОЛДАТ.»

Стасис Красаускас. Из цикла «Вечно живые»

Неизвестный солдат – один из важнейших образов Великой Отечественной войны. Образ, существующий одновременно в двух измерениях. С одной стороны, неизвестный солдат – часть большой официальной культуры, системы ценностей, ритуалов и символов общегосударственного масштаба. В масштабе же малом, человеческом, неизвестный солдат – это миллионы личных историй, рассказанных и нерассказанных, восстановленных и утерянных. Легенда о неизвестном солдате принадлежит и государству, и каждому отдельному человеку, она бесспорна на обоих уровнях и связывает их друг с другом, формируя самосознание каждого. Основным экспонатом выставки стал солдатский (смертный) медальон – капсула, в которую вкладывался листок с личными данными бойца. Личные опознавательные знаки были введены приказом Народного комиссариата обороны № 138 от 15 марта 1941 г. «Положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время», согласно которому, в медальон помещалось два вкладыша. Один изымался похоронной командой, второй – оставался при погибшем солдате. К началу Великой Отечественной войны не было произведено достаточное количество медальонов, поэтому погибших в первый год так сложно идентифицировать. Осенью 1941 года были возвращены ранее отмененные красноармейские книжки, а в конце 1942 года обязательные солдатские медальоны были отменены.

«Во время Великой Отечественной войны в качестве медальонов использовались карболитовые пеналы, в которые вкладывался листок бумаги с данными бойца. Карболит отличается твердостью и крепостью, медальоны, изготовленные из него, должны были сохранять бумагу с данными о солдате и облегчить идентификацию личности в случае смерти. Некоторые солдаты делали личные капсулы из гильзы или из дерева, вкладывая туда бумажку со своими данными. Но зачастую никаких личных знаков у бойцов не было вообще». – рассказывает куратор выставки Евгений Авдеенко. «Нередко бойцы не заполняли бланки: название «смертный» медальон породило суеверие – вписав сведения о себе, обязательно погибнешь. Прошло 77 лет со дня окончания войны, но не видно, когда закончится счет погибших за нашу Родину солдат. Смертные медальоны ежегодно поднимают поисковики».

В кураторской трактовке смертный медальон (на фото) – символ человеческого масштаба, увязывающий образ Неизвестного солдата с каждым из нас. Листок, лежащий в медальоне, может остаться незаполненным – но память народная и личная вписывает туда нужные имена. Вечность создается людьми.

«Так исторически сложилось, что в ходе каждой войны немало погибших солдат остаются неизвестными: их останки либо не были найдены в принципе, либо не могли быть опознаны известными способами. Сотни тысяч павших в Великую Отечественную войну так и не удалось опознать. Таков и солдат, похороненный у Кремлевской стены. Он защищал высоту под Зеленоградом, прикрывая подступы к Москве. Солдат встретил смерть на высоте, которую враг так и не смог взять. – говорит куратор выставки Андрей Иванов: «Безымянность позволяет отвлечься от конкретики и обобщить подвиг, аккумулировать его в символике Неизвестного солдата. Это солдат, погибший и погибающий во всех боях и всех войнах за выживание нашего народа. Таков смысл этого символа для народа и государства». Образ Неизвестного солдата в нашей культуре связан с еще одним символом – неугасающим Вечным огнем у Кремлевской стены и мемориалом «Могила неизвестного солдата».

Могила Неизвестного солдата в столице появилась накануне 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой. Из братской могилы у железнодорожной станции Крюково 2 декабря 1966 года извлекли останки неизвестного воина, погибшего в декабре 1941 года. 3 декабря в сопровождении почетного караула прах доставили к Кремлевской стене, где он был погребен. Чуть меньше, чем через год, 8 мая 1967 года открыли один из самых значимых монументов России – «Могилу Неизвестного солдата». Тогда же зажгли доставленный с Марсова поля Вечный огонь.

У Могилы Неизвестного Солдата. 9 мая 1970 г. Фото В.Б. Соболева. Главархив Москвы

Вечный огонь – неугасающий образ памяти, важнейший символ, признанный и принятый как официальной, так и общенародной культурой. Именно поэтому еще одним экспонатом выставки станет факел, которым в 1967 году был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата. Факел все эти годы хранится в Музее истории развития газового хозяйства города Москвы, подведомственном АО «МОСГАЗ» Комплекса городского хозяйства Москва. Столичные газовики с самого первого дня зажжения и до настоящих дней являются хранителями вечного пламени.

Помимо музейных предметов на выставке в мультимедийном формате будут представлены мемориалы и памятники неизвестному солдату, установленные российских городах, – Мурманске, Севастополе, Казани, Новороссийске и других, а также обелиски и стелы, возведенные в небольших поселениях. На зеркальной панели проявятся элементы графики из цикла «Вечно живые» советского художника Стасиса Красаускаса. Аудиальным обрамлением выставки станут стихи на военную тему современного писателя и поэта Александра Пелевина.

На выставке представлены архивные материалы из фондов Главархива Москвы и Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева: копии документов о создании мемориала у кремлевской стены, фото- и кинохроника о захоронении праха неизвестного солдата и создании Могилы Неизвестного солдата.

Кураторы выставки расскажут о традиции вечного огня, которая возникла еще в XIX веке и унаследована разными странами. Гости выставки узнают, как АО «МОСГАЗ» поддерживает неугасимое пламя на Могиле Неизвестного солдата, а также увидят интервью с одним из создателей горелки Вечного огня – инженером Кириллом Федоровичем Ридером.

Выставка «НЕИЗВЕСТНЫЙ. БЕССМЕРТНЫЙ. СОЛДАТ.» работает с 7 мая по 26 июня 2022 года.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru