Яна Бородюк — выпускница журфака МГУ и экс-пиарщик KION. Еще в университете она увлеклась кино и его продвижением. Прошло совсем немного времени и мечта, трудолюбие и упорство привели девушку в Голливуд. Она окончила одну из лучших профильных школ в Калифорнии и сегодня осуществляет большие pr-кампании для авторского кино с участием мировых звезд. Историй своего успеха Яна поделилась с читателями АртМосковии.
– Яна, расскажи, с чего начался твой роман с кино?
– Я всегда очень любила кино, но никогда не думала, что буду с ним работать. Но однажды на факультете я увидела объявление, что онлайн-кинотеатр tvzavr ищет копирайтера. Что такое онлайн-кинотеатр тогда еще никто толком не понимал, в том числе и я. Но я все равно отправила резюме. Во время собеседования я отметила, что мне очень нравится их концепт: не просто показывать кино, но и доносить до зрителя информацию о том, почему пиратство — это плохо, как много труда и денег вкладывается в каждый проект. Так я оказалась в проекте.
Я писала много разных текстов на тему кино, а спустя еще некоторое время стала интересоваться пиаром. Потом у нас появился совместный проект MoviesChain, который мы делали совместно со Сколково и я окунулась в международный кинопиар. Мы ездили презентовать прокат в Каннах, Берлине… Именно благодаря этому в 2019 году я впервые побывала в Америке, в Майами. А эта страна для меня всегда была эталонной в вопросе построения бизнеса. Я была в шоке от того, как здесь все отлажено работает.
По приезду в Россию я работала в нескольких очень больших компаниях, вместе с которыми мы презентовали много хорошего кино: Planeta Inform, напрямую сотрудничавшие со студией «20-й век Фокс», вместе мы выпустили фильм «Белый снег» о лыжнице Елене Вяльбе. Работала в Viasat, участвовала в запуске платформ KION, МТС Медиа. Это был колоссальный опыт и я тогда поняла, что и у нас есть классные проекты, профессиональная команда и проч. С Viasat мы выпускали сериалы «Чаки», «Доктор Смерть» и «Ночные вызовы» с Мартином Фриманом. Презентация KION стала суперграндиозным событием, которое я организовывала: кажется, тогда к нам приехала вся светская и интеллектуальная Москва! С этой платформой я успела запустить первый документальный фильм о великом Павле Дурове «Дуров», сериалы «Клиника счастья», «Хрустальный», «Коса» и «Вертинский».
– Как ты решилась на переезд в Америку?
– Побывав впервые в Америке я загорелась мечтой поступить там в магистратуру, чтобы иметь возможность сотрудничать с международными проектами. Я рассматривала несколько вариантов ВУЗов, ориентируясь на рейтинг школ, ведь в Америке больше учитывается уровень не университетов, а именно школ — факультетов. Я нашла несколько топовых школ в США по направлению пиара и маркетинга, среди которых лидировал Annenberg School в University of Southern California (USC). Эта школа считается лучшей по пиару в США. И я очень спонтанно собралась туда поступать. Это был тот еще квест! Нужно было собрать очень много документов, рекомендаций, портфолио. Обычно на это уходит до полугода, но я умудрилась сделать все это за месяц. И меня взяли. Но, несмотря на проделанную работу, я начала сомневаться в переезде, ведь в России у меня уже была выстроена хорошая карьера. Но я решилась и переехала.
– Что ты почувствовала, когда оказалась там впервые?
– Я была в шоке! В Лос-Анджелесе я никого не знала, там все другое: культура, менталитет, привычки, образ жизни. В вот от университета я была в восторге! Это было как в американском фильме, где студенты на кампусе сидят на газоне болтают или едят свои сэндвичи. И вот я в этом кино. И я точно на своем месте. Так же когда-то у меня было и с журфаком МГУ — пришла, увидела и кажется, что море по колено.
– Легко ли далось обучение?
– О, нет! Первые полгода было очень тяжело. Программа подразумевает очень много ресёрча и самостоятельной работы, а на каждом классе у тебя должна быть какая-нибудь презентация. Нам привозили на мастер-классы и нетворкинги много звезд, чтобы мы полностью проникались индустрией. В местных школах большое внимание уделяется возможности завязать полезные связи, обзавестись контактами. Одной из первых встреч, которые меня поразили был приезд продюсера фильма «Варяг», который показывал как пиар-маркетинговую презентацию фильма — то, чем я и хотела заниматься. Я была очень вдохновлена!
– Скоро ли удалось найти работу?
– Довольно быстро. Но потребовались определенные усилия. Вообще, в Америке очень важное значение имеют студенческие коммьюнити. Например, у каждой школы есть свой символ, как правило, по названию футбольной команды. У нас это Trojans (нас так и называют — троянцы). И это целое комьюнити Trojans Family, сопричастность с которым даже по окончании университета имеет важное значение. Очень много троянцев работает в Голливуде, и если к кому-то из них вы постучитесь когда-нибудь в соцсетях, и они увидят название университета, то обязательно помогут, если это понадобится. Некое такое братство. Так вот, у меня был список студий, с которыми я хотела бы работать (а работать мне всегда было интересно не с большими студиями, а с авторским кино). И вот попадается вакансия в одной из студий этого списка. Я откликнулась, мне не ответили. Тогда я посмотрела, кто наниматель. Оказалось, что этот человек 20 лет назад закончил мой университет, мою школу. Тогда я ему написала в соцсетях, рассказала о себе, он назначил интервью. Так я получила работу.
– С какими проектами ты сейчас работаешь?
– Один из моих последних проектов — фильм Land of Bad с Лиамом Хемсвортом, Расселом Кроу, Рики Уиттлом и Майло Вентимилья. Моя гордость! Сейчас он делает большую кассу и я надеюсь, что проект достиг успеха в том числе и потому, что я появилась в компании и профессионально его отрабатываю. А буквально на днях состоится мировая премьера еще одного фильма, над которым я работаю, — «Спящие псы» с Расселом Кроу и Карен Гиллан.
– Поделись опытом, как нашим читателям, мечтающим о Голливуде, оказаться на твоем месте?
– Начнем с того, что это очень непростой путь. Не знаю, решилась бы я пройти его снова. Но мечты должны сбываться. Поэтому для начала уделите побольше времени и внимания языку. Пиар — это коммуникация, беспрерывное общение с людьми на разные темы, письма и пресс-релизы. Нужен хороший уровень английского. Во-вторых, цепляйтесь за любые возможности, особенно, если у вас есть возможность поехать на кинофестиваль, то обязательно сделайте это. Так вы сможете посмотреть, как устроена киноиндустрия и окунуться во все процессы. Встречайтесь с людьми, общайтесь, ходите на тусовки, перекуры (даже если не курите). В-третьих, если у вас есть возможность, так же как у меня, пройти профессиональное обучение в США — дерзайте. Это и знания, и нетворкинг, и понимание трендов, которые очень отличаются от российских. Но если такой возможности нет, грамотно составьте портфолио и ходите на интервью. Да, это может занять какое-то время, но главное — найти свою первую работу. Дальше вы обрастает связями и знакомствами, что сто процентов приведет вас к успеху!
Олеся ФИРУЛЕВА,
Фото — Alexandra Hryshyn