РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаOPUS UNIVERSUM: накануне открытия

OPUS UNIVERSUM: накануне открытия

До открытия Летних ассамблей проекта OPUS UNIVERSUM остается одна неделя. 6 августа артистический состав проекта встречается со своей аудиторией в Екатерининском зале Большого Дворца Государственного Музея-заповедника «Царицыно» и представляет первую часть монографической программы-летописи из сочинений С.В. Рахманинова, приуроченной к празднованию 150-летия со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижера. Юбилей С.В. Рахманинова становится центральной темой всего седьмого сезона OPUS UNIVERSUM.

Валерия Прокушева, Елена Тарасова, Мирослава Фльорчак, Алексей Кудряшов, Елена Корженевич, Сергей Суворов, Наталья Даль



Тинхун Ляо

Екатерина Мишина

Сегодня мы общаемся с артистами-участниками открытия – со всеми, кроме Елены Тарасовой, художественного руководителя OPUS UNIVERSUM, который хранит молчание с момента анонса концепции нового сезона и до финала сезона, так заведено в распорядке проекта с самого его начала в 2016 году. С Еленой мы побеседуем после заключительного концерта Летних ассамблей. Наши гости сегодня – лауреаты международных конкурсов, артисты основного состава проекта Мирослава Фльорчак (сопрано; Польша – Россия), Екатерина Мишина (сопрано), Валерия Прокушева (фортепиано), Елена Корженевич (скрипка), Сергей Суворов (виолончель) и Алексей Кудряшов (фортепиано), а также дебютант проекта этого года пианист Тинхун Ляо (Китай).

– Год Рахманинова впечатляет многообразием своих программ-посвящений. Расскажите, как прошла для Вас первая половина этого года?

Алексей КУДРЯШОВ: У меня в репертуаре ранее уже были этюды-картины Рахманинова опус 39, для апрельского филармонического концерта я выучил опус 33, теперь в моем репертуаре все этюды-картины Рахманинова. Сыграл оба опуса еще в Малом зале Московской консерватории, это был концерт памяти профессора консерватории, моего дедушки Льва Николаевича Наумова; в этом полугодии играл и другие монографические концерты из сочинений Рахманинова. В июне так сложилось, что я одновременно держал в руках три опуса Рахманинова целиком: этюды-картины опус 33 и 39, а также Десять прелюдий опус 23. Мои ученики, студенты колледжа имени Фридерика Шопена, участвовали в мероприятиях, посвящённых Рахманинову.

Мирослава ФЛЬОРЧАК: 150-летие Сергея Васильевича Рахманинова – событие, мимо которого пройти невозможно. Я в этом смысле тоже не исключение. За прошедшие полгода неоднократно участвовала в посвящениях Рахманинову, исполняя его романсы в концертных залах Московской Консерватории, Российской Академии Музыки имени Гнесиных и других московских залах. Эта музыка по своей красоте и выразительности ничем не уступает его фортепианному или симфоническому наследию. Очень интересным открытием стало для меня творчество Аркадия Рахманинова, дедушки Сергея Васильевича; некоторые романсы А.Рахманинова я смогла включить в концертные программы. И, конечно, в моём репертуаре появились новые романсы Сергея Васильевича. А его день рождения получилось отметить особенным образом – мне удалось организовать и провести концерт вокальной и фортепианной музыки Рахманинова для детей, и рассказать им о жизни композитора.

Екатерина МИШИНА: Я добавила в свой репертуар много сочинений Рахманинова, участвовала во множестве программ, ему посвященных. В проекте OPUS UNIVERSUM у меня будет большой монографический концерт из сочинений Сергея Васильевича, концерт пройдет в Музее-заповеднике «Архангельское». Пока трудно сказать, чем закончится для меня этот год, но я очень надеюсь, что у меня будет еще много концертов и событий, связанных с творчеством Рахманинова и не только.

Тинхун ЛЯО: В первой половине этого года я выучил много новых для меня романсов Рахманинова и выступил в Малом зале консерватории, выучил «Рапсодию на тему Паганини» опус 43. Эти произведения дали мне возможность лучше и глубже понимать смысл и дух произведений этого композитора. До конца года планирую участвовать в международном конкурсе. Если повезет, то будет возможность исполнить Второй концерт Рахманинова с оркестром. Кроме этого, желаю выучить и другие произведения Рахманинова, так как это мой самый любимый композитор.

Елена КОРЖЕНЕВИЧ: Мне довелось, наконец, сыграть Первый неоконченный квартет, правда, в версии для струнного оркестра. Так получилось, что прошла мимо этого сочинения в годы обучения.

– Какое открытие в своей работе над сочинениями Рахманинова вы сделали именно в этом году?

Тинхун ЛЯО: Именно в этом году я стал больше понимать музыку Рахманинова. Когда я исполняю его произведения, я очень сильно ощущаю, что он выразил в музыке не только красоту и истину мира, но и саму жизнь.

– Что для вас является главным, основополагающим в музыке Рахманинова? Как Вы охарактеризуете его творческий мир?

Тинхун ЛЯО: «Упование» и «страдание»…или «жизнь» и «смерть». Но самое главное и самое трудное – в музыке они идут почти одновременно…

Алексей КУДРЯШОВ: Безусловно, творческий мир Рахманинова поистине огромен. Выделю его приверженность к национальной традиции, колокольность, широту дыхания.

Мирослава ФЛЬОРЧАК: Рахманинов для меня – это Россия, её дух, история, необъятность, красота. Это чувство Родины, родной земли и искренней любви к ней, сопереживание её судьбе, тоски по ней.

Валерия ПРОКУШЕВА: Я читала воспоминания о Сергее Васильевиче, его письма, изучала биографию. И в какой-то момент для меня вырисовался образ Рахманинова не только музыкального гения, но гения нравственного, духовного, цельночеловеческого. А музыка стала как бы одной из ипостасей. Его музыка заполняет пространство и преображает его. И звучит, как божественная истина.

Екатерина МИШИНА: Его музыка – это его сердце. Она ясная и простая – а это, на мой взгляд, очень сложно воплотить.

– Вы помните свою первую встречу с музыкой Рахманинова? Как это произошло? Расскажите об этом.

Сергей СУВОРОВ: Моя мама была пианисткой, дома с самого детства я слышал живую музыку. В том числе, конечно же, и Рахманинова. Так что первой встречи я не помню. Хочется сказать о том, как я впервые столкнулся с Рахманиновым уже в качестве исполнителя. Тогда я очень удивился: музыку, так легко ложащуюся на слух, так трудно играть! Музыка Рахманинова так же обманчива в своей простоте, как живая природа.

Алексей КУДРЯШОВ: Рахманинов – один из любимейших композиторов в нашей музыкальной семье. Лев Николаевич Наумов с удовольствием играл его произведения и проходил в классе со студентами. Он боготворил Рахманинова… Будучи ещё совсем юным, я услышал по телевизору Этюд-картину соль минор опус 33. Это была какая-то передача по телеканалу «Культура». Тогда я влюбился в эту музыку.

Екатерина МИШИНА: С музыкой Рахманинова я познакомилась в музыкальной школе, но конечно, тогда мне было сложно понять его мир, всю мощь и силу его эмоций. По этой причине некоторые его произведения откладывались на потом. Понимание пришло позднее.

Елена КОРЖЕНЕВИЧ: Мне кажется, музыка Рахманинова идет по жизни рядом. Сложно вспомнить время, когда бы я не знала о ее существовании. Но близко я познакомилась с ней, когда моя подруга детства, пианистка, играла его Этюды-картины и много рассказывала мне об их изучении.

Тинхун ЛЯО: Первое сочинение Рахманинова, которое я встретил – Второй фортепианный концерт. Мне было тогда 10 лет. Я не ожидал звучания такой красоты…

Мирослава ФЛЬОРЧАК: Могу сказать, что именно музыка Рахманинова стала заметной ступенькой взросления меня как слушателя.  Я всегда слушала много классической музыки. Не только потому, что училась в музыкальной школе. Просто никакая другая музыка мне не нравилась. Но я  воспринимала её довольно поверхностно – как красивые мелодии, созвучия, гармонии. Уже будучи студенткой второго курса Варшавской Музыкальной Академии имени Фридерика Шопена (ныне Музыкальный университет Фридерика Шопена) я попала на концерт, где исполнялся Второй фортепианный концерт Рахманинова. Я наверняка слышала эту музыку раньше, но в живом исполнении это был первый раз. Помню, что солистом был кто-то из профессоров Московской консерватории, играл наш студенческий оркестр. Впечатление было очень сильным, оставшимся навсегда в памяти…

– Ваши ассоциации с именем Рахманинова.

Алексей КУДРЯШОВ: Первая ассоциация – музыка. Но почему-то, когда его представляю, первыми на ум приходят его фотографии не за роялем, а с семьей или на прогулке в шляпе.

Тинхун ЛЯО: Вершина романтической музыки, мастер Русской школы.

Елена КОРЖЕНЕВИЧ: Свет, глыба, душевность, искренность.

Екатерина МИШИНА: Музыка. Прозрачность, яркость, эмоции, сила…

– Диалог о Рахманинове с пианистами и певцами может идти бесконечно – для них так много создано Сергеем Васильевичем. Сочинений для струнных инструментов в наследии Рахманинова значительно меньше, и звучат они в программах реже. Елена, Сергей, вы исполняете в программе концерта-открытия юношеские сочинения Рахманинова для струнных инструментов и фортепиано. Вы впервые в вашей биографии обращаетесь к ним? Что Вы открыли для себя в этой музыке?

Елена КОРЖЕНЕВИЧ: Как известно, для скрипки и фортепиано у Рахманинова написано всего две пьесы, которые посвящены Юлию Конюсу – «Романс» и «Венгерский танец». «Романс» довелось играть еще в школе. А вот «Венгерский танец» играла лишь однажды, так что 6 августа будет лишь второй опыт исполнения этой пьесы.

Не единожды играла оба трио Сергея Васильевича. И очень их люблю… Второй квартет пока остался мною неосвоенным, а вот Первый, как я уже сказала, довелось сыграть недавно. Конечно, будучи концертмейстером Концертного оркестра консерватории, соприкасалась с его оркестровым наследием. Малое число сочинений для струнных инструментов в наследии Рахманинова пытаются компенсировать всяческими переложениями, но я не большой их сторонник – автор ведь знал, для какого тембра, инструмента он пишет. Но скрипичной сонаты, да уж что там говорить, и скрипичного концерта мне у Сергея Васильевича отчаянно не хватает.

Сергей СУВОРОВ: Так вышло, что три пьесы, написанные Рахманиновым для виолончели и фортепиано, я никогда раньше не исполнял… «Восточный танец» очень известен среди виолончелистов и почему-то относится к детскому репертуару… «Прелюдия» – шедевр, который по непонятной мне причине очень редко исполняется. «Романс» я разбирал когда-то давно – и, со свойственной мне в том возрасте категоричностью и увлеченностью Виолончельной сонатой Рахманинова, я оставил эту пьесу в стороне как раннее сочинение… И только сейчас, когда я в два раза старше Рахманинова на момент написания им «Романса», я хоть немного дорос до этой музыки…

– Трудно такое представить, но все же… Если вы встретите человека, который знает фамилию Рахманинова, но никогда не слышал его музыки – какое сочинение вы включите для него первым?

Тинхун ЛЯО: Я бы рекомендовал вторую часть Второго фортепианного концерта. Самая нежная музыка Рахманинова – особенно, когда звучит кода…

Валерия ПРОКУШЕВА: Мой муж – не музыкант. Хотя у него тонкий слух, его музыкальные вкусы очень избирательны. Многие вещи, которые кажутся мне гениальными, и с которыми я хочу его познакомить, он отвергает идеологически. И вдруг я узнаю, что в его машине на повторе стоит Второй концерт Сергея Васильевича. Он сам пришёл к этому произведению, жизнь эта шла без моего участия. Муж по дороге на работу или по другим своим делам заслушивался концертом, находил разные интерпретации, выбирал для себя любимые. Сердце моё дрогнуло. И правильно, подумала я, ни у кого из нас нет шансов перед этой музыкой.

Алексей КУДРЯШОВ: Второй фортепианный концерт.

Сергей СУВОРОВ: Мне кажется, для первого знакомства важнее не конкретное сочинение, а исполнение. В голову приходит Четвертый фортепианный концерт Рахманинова в исполнении Артуро Бенедетти Микеланджели.

Екатерина МИШИНА: Если я встречу человека, который не был знаком с творчеством Рахманинова, я, наверное, включу ему «Вокализ» из опуса 34…

Мирослава ФЛЬОРЧАК: Наверное, Adagio из Второй симфонии или «Вокализ».

Елена КОРЖЕНЕВИЧ: Я тоже предложила бы начать с «Вокализа». Эта миниатюра гениальна… и очень трогательна… И как никакая другая, на мой взгляд, подходит для первого знакомства с музыкой Рахманинова.

– Спасибо вам за это общение! Теперь мы встретимся с вами 6 августа в Екатерининском зале Большого Дворца Государственного Музея-заповедника «Царицыно».

К слову, артисты OPUS UNIVERSUM встретятся в этот день не только со своей аудиторией, но и с передвижным выставочным проектом Музея-заповедника С.В. Рахманинова «Ивановка». Выставочный проект «С. Рахманинов. Страницы семейного альбома», подготовленный создателем Музея-заповедника С.В. Рахманинова Александром Ивановичем Ермаковым (1951-2022), будет представлен научным сотрудником «Ивановки» Светланой Лобановой; по завершении концертной программы артистов OPUS UNIVERSUM Светлана проведет экскурсию по выставке.

Почему особенно важно в юбилейный год Рахманинова увидеть этот передвижной проект? Потому, что это выставка единственного в мире музея Рахманинова, и подготовлена она поистине великим человеком – учителем, историком музыки, подвижником и просветителем Александром Ивановичем Ермаковым (1951-2022), который возродил Ивановку Рахманинова из небытия. Потому, что эта выставка рассказывает о Рахманинове как человеке – и прекрасно, что данный проект появляется в столице именно сейчас, ведь к середине этого года москвичи так глубоко погружены в мир музыки композитора. Но прежде всего потому, что рассказ о Рахманинове невозможен без рассказа об Ивановке.

Усадьба «Ивановка» Тамбовской губернии была семейным очагом и творческой лабораторией Рахманинова; в Ивановке было создано 85 процентов сочинений композитора. В эмиграции Рахманинов писал: «Я сказал, что туда, в Ивановку, я всегда стремился. Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь». В 20-е годы XX века усадьба была уничтожена. Ее возрождение можно назвать чудом – особенно, если учесть исторический период, на который пришлось восстановление усадьбы и становление музея. Верно и то, что такого чуда не произошло бы, если бы в 1971 году в Ивановку не приехал учитель Александр Ермаков. Сегодня «Ивановка» является крупнейшим мировым центром сохранения и трансляции российского культурного наследия, связанного с жизнью и творчеством Сергея Рахманинова.

В год 150-летия Рахманинова «Ивановка» расширяет масштабы своих выставок, выходя за пределы их физического местоположения. В первой половине юбилейного года Музей-заповедник передал в дар образовательным организациям России электронные архивы выставочных проектов, подготовленных научными сотрудниками музея. Возникла потребность и в создании передвижного проекта, ориентированного на широкую аудиторию, рассказывающего о Рахманинове и содействующего общему пониманию его наследия. Передвижным стал один из последних выставочных проектов Александра Ермакова – «С. Рахманинов. Страницы семейного альбома». Этот проект Ермаков готовил к 150-летию Рахманинова.

Выставочный проект «С. Рахманинов. Страницы семейного альбома» рассказывает о Сергее Васильевиче как о человеке, муже, отце, дедушке. Проект включает редкие фотографии, многие из которых представлены впервые. Выставка знакомит и с историей рода Рахманиновых, который берет свое начало в XV веке. В продолжение идеи Александра Ермакова о незримой и нерушимой связи музейных экспозиций и музыки этот выставочный проект обрел свое звучание. Qr-коды, деликатно встроенные в концепцию проекта, позволяют зрителям не только путешествовать по страницам семейного альбома Рахманинова в окружении его музыки, но и перенестись в Ивановку, услышать ее, почувствовать притяжение. Это действительно возможно, принимая во внимание то, что 85 процентов композиторского наследия Рахманинова создано именно там.

После экспонирования в Екатерининском зале передвижной выставочный проект «С. Рахманинов. Страницы семейного альбома» продолжит свое путешествие по столице, а артисты направятся в Музей-заповедник С.В. Рахманинова «Ивановка», где состоится основной цикл программ седьмого сезона OPUS UNIVERSUM. Первый концертный день проекта в Музее-заповеднике пройдет в формате марафона; четыре концертные программы дня составляют музыкальный портрет эпохи. Второй день – монографический. Фортепианная программа-летопись продолжительностью четыре часа представит слушателям страницы наследия Рахманинова от самого раннего дошедшего до нас сочинения Сергея Васильевича до его последних опусов. Третий день посвящен диалогу вне времени и пройдет в жанре концерта-променада с обращением к историческим инструментам.

О ПРОЕКТЕ

Международный музыкальный проект OPUS UNIVERSUM (лат. «опус универсум» – «всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия») объединяет исполнителей, своеобразным кредо каждого из которых могла бы стать фраза актера и театрального режиссера Юозаса Мильтиниса «Не ищите в искусстве новое, ищите вечное». Обращение к вечному – и потому всегда новому – предполагает глубокий духовный поиск и смелость творческих решений; «целая профессия» является образом жизни.

Сайт – www.opus-universum.com .

О ПЕРСОНАХ

  • Мирослава ФЛЬОРЧАК (сопрано) – Польша — Россия. Лауреат международных конкурсов, оперная и концертно-камерная певица, педагог-концертмейстер Московской консерватории и Российской Академии музыки имени Гнесиных.
  • Екатерина МИШИНА (сопрано) – Лауреат международных конкурсов, оперная и концертно-камерная певица, педагог-концертмейстер Московской консерватории
  • Елена КОРЖЕНЕВИЧ (скрипка) – Лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории
.
  • Сергей СУВОРОВ (виолончель) – Лауреат международных конкурсов.
  • Валерия ПРОКУШЕВА (фортепиано) – Лауреат международных конкурсов, организатор и артист проекта Classica.Plus
.
  • Алексей КУДРЯШОВ (фортепиано) – Лауреат международных конкурсов, преподаватель Московского государственного училища музыкального исполнительства им. Ф.Шопена.
  • Тинхун ЛЯО (фортепиано) – Китай. Лауреат международных конкурсов.

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru